Путешествие по России +7 (4012) 555-200    |    info@visit-kaliningrad.ru    |    Карта сайта

RUS

Что посмотреть

 

Бранденбургские ворота

Адрес: Калининград,  ул. Багратиона, 137

Бранденбургские ворота выстроены в Кёнигсберге в 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.

Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа — генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Строительное описание от Балдура Кёстера (перевод Алексея Шабунина):

Бранденбургские ворота (названные по лежащему в юго-западу от Кёнигсберга поселению, к которому ведёт берлинская дорога) своими двумя проездами в плане походят на только что описанные Фридландские ворота. Это единственные из городских ворот Кёнигсберга, через которые ещё проходит движение, через них даже идут трамвайные пути. От опоясывающей башни, которая на снимке вверху должно быть находился перед воротами, ничего не осталось. Оба боковых каземата, изначально служившие постовыми будками, были — так же, как и на Королевских воротах позднее переделаны под ворота для пешеходов. Эти проходы под конец войны, скорее всего, ещё имелись. Но теперь оба заделаны кладкой.

Из всех городских ворот именно Бранденбургские ближе всего к настоящему готическому характеру. Два крутых фронтона, украшенные готическими фиалами, придают по большей части вытянутому в длину фронту мощные вертикальные акценты. И если маленькие башенки всегда образуют собой самые высокие элементы, то в этом случае фиалы выдаются над башенками. По расположенной ниже сегментной арке, которая и показывает величину свода, можно разглядеть конструкцию. Выдающаяся на полметра, намного более высокая готическая арка ясно показывает нам, что является архитектурной начинкой.

На стороне, направленной к городу, в обеих фронтонах до сих пор сохранились два портретных медальона. На первом представлен фельдмаршал фон Бойен, на втором — генерал фон Астер. Эти работы выполнены Вильгельмом Людвигом Штюрмером.

Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.

Подписаться на рассылку