Путешествие по России +7 (4012) 555-200    |    info@visit-kaliningrad.ru    |    Карта сайта

RUS

Что посмотреть

 

Королевские ворота

Адрес: Калининград,  ул.Фрунзе, 112

Телефон: +7 (4012) 58 12 72, 34 02 44

Сайт: www.world-ocean.ru/velikoe-posolstvo

E-mail: ocean-museum@kanet.ru

Королевские ворота являлись, по общему убеждению, одними из красивейших в городе. Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение, и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Ворота получили повреждения от артиллерии и бомбардировок во время Второй Мировой войны. С 1976 года в воротах располагался книжный магазин №6. К началу перестройки книжный магазин в воротах перестал существовать. Они вновь стали бесхозным сооружением, за которым никто не ухаживал, и которое постепенно разрушалось. Некоторое время ворота использовались под склад и магазин. В 1990 году в воротах располагалось кооперативное кафе.

К 1991 году ворота были заброшены. В течение последующих десяти лет это положение не менялось, несмотря на то, что существовало множество вариантов их восстановления и дальнейшего использования. Поворотным событием в истории ворот стало празднование 750-летия Кёнигсберга, которое отмечалось в 2005 году. Именно к этому событию ворота были переданы Музею Мирового океана и полностью отреставрированы музеем.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты», из которой калининградцы будущего узнают, как представлялось их время калининградцам 2005 года. Сегодня в воротах располагается историко-культурный центр «Великое посольство», посвящённый знаменитой дипломатической миссии Петра I. Экспозиции знакомят посетителей с историей российской и европейской дипломатии. Особый интерес представляет «Янтарная каюта», в которой собраны образцы солнечного камня со всех уголков планеты.

Строительное описание от Балдура Кёстера (перевод Алексея Шабунина):

Ворота изначально имели только один портал с шириной проезда в 4,5 м, через который должно было проходить совместно пешеходное и дорожное движение. Только в 1875 году северный каземат охраны был перестроен под пешеходный проход; позднее и южный каземат служил в качестве прохода для пешеходов. Какой была ситуация по внешней стороне в направлении к рву, можно видеть по разрезу Россгартенских ворот. В этом пункте ворота были совершенно одинаковы. И только с увеличением автомобильного движения в 20-м в. по обеим сторонам ворот были снесены валы. Так освободилось место для размещения по всем четырём сторонам ворот дорожного полотна. Эти дороги использовались также и трамваями. В таком свободном положении представляются наблюдателю Королевские ворота и сегодня.

Его стеновые конструкции из стабильного красного кирпича заложены в соответствии с военными требованиями. Так, например, стены по обеим сторонам среднего портала имеют толщину в 2 м, а крестовый свод в своём ключе был толщиной в 1,25 метра. Дополнительно к этому своду была сделана также и земляная насыпь, которая в своём профиле следовала боковым земляным валам, то есть, продолжала земляной вал, не прерываясь, над воротами и здесь была высотой до 2 метров.

В соответствии с романтическим духом времени к этой конструкции, рассчитанной исключительно на то, чтобы устоять против обстрела артиллерии, была добавлена радующая глаз деталь: на стороне, направленной к городу (называемой внутренней стороной), был создан прямо-таки витринный фасад, конструкция которого посередине существенно возвышалась над земляными валами и который — до него можно было добраться только со стороны земляных валов, и она могла использоваться в лучшем случае как смотровая площадка — в остальном отношении не имел никакой военной пользы. Эта витринная сторона разделена на три части: средний арочный проход подчёркивается “двухэтажной” конструкцией. Он разделён на три слепые ниши с оконечностью в виде стрельчатой арки. На упомянутом чертеже, вероятно созданном в 1843 году, эти ниши заполнены узкими декоративными окнами, но под ними уже размещены консоли.

С момента готовности на этих консолях стоят три статуи, в середине — король Фридрих I., по правую сторону — герцог Альбрехт, а по левой — король Оттокар II Богемский. Они выполнены из жёлтого песчаника и не просто стоят свободно, как обычно было принято, на консолях, а прочно связаны своей обратной стороной со стеной (вероятно по причинам безопасности). Так статуи почти без повреждений пережили войну. Головы им были отбиты позднее. Среди статуй видны — нанесённые на углублённом грунте — три герба правителей. Поверхности стен завершаются (“одноэтажные” по бокам, а “двухэтажные” посередине) венцом из зубцов, над которыми выпирают надставки восьмиугольных башен, которые ненамного выше их.

Такого рода оформление обычно характерно для новой готики или романтической готики. Последнее выражение намекает на то, оно вписывается в романтическое понимание середины 19-го века. Однако настоящий дух готического средневековья попросту отсутствует. Но фасад не выказывает готической вытянутости форм — он, скорее всего, весьма сбалансирован в классическом смысле, разделён на вертикальные и горизонтальные элементы, да и кроме стрельчатых арок трёх декоративных ниш и трёх малых зубцов нет никаких других готических декоративных форм. Даже плоские, только немного заострённые большие арки на самом деле никак не готические элементы. Направление этих арок уводит в сторону, а не вверх (как это происходит с чисто готическими декоративными нишами).

После освобождения от боковых оборонительных валов ворота, которые изначально обладали только двумя видовыми сторонами (к городу и наружной части), вдруг оказались со всех сторон окружены улицами. Те стороны ворот, где ранее прилегали земляные валы, должны были теперь хорошо выглядеть. Эти фасады были прикрыты готическими декоративными арками. Теперь почти что квадратное по форме строительное тело, привязанное ранее в длинной линии валов, должно было по возможности мощным образом выситься посреди улиц и поэтому приобрело четыре маленькие боковые башенки, которые стали выглядеть, как и боковые башни более высокого блока башни над средними воротами. Постройка превратилась из приукрашенных только со стороны фронтальных сторон ворот в самостоятельное строительное тело, которое высилось посреди перекрёстка как большая статуя.

Калининград, ул. Фрунзе, 112
Режим работы: Ежедневно 11.00 - 19.00, выходные: понедельник, вторник.
Тел: +7 (4012) 58 12 72, 34 02 44
Сайт: www.world-ocean.ru/velikoe-posolstvo
e-mail: ocean-museum@kanet.ru

Подписаться на рассылку