Путешествие по России +7 (4012) 555-200    |    info@visit-kaliningrad.ru    |    Карта сайта

RUS

Что посмотреть

 

Евангелическая Церковь Христа в Ратсхофе

Адрес: Калининград,  ул. Станочная, 12

В настоящее время дворец культуры вагоностроительного завода ("Вагонка").
Вибештрассе/ ул. Станочная, 12
Время строительства: 1936/37 (начало проектирования в 1932 г.).
Архитектор: Курт Фрик с Хайнцем Баром (художественные строительные детали) и Генрихом Тессином (роспись).

Церковь Христа — последнее церковное сооружение, которое возвели немцы в Кёнигсберге. Она была построена для общины в предместье города, состоящей преимущественно из рабочего люда. По этой причине, церковь должна была, как писал журнал “Строительный мастер”, быть “без прикрас в своём внешнем оформлении, зато быть понятной нормальному человеку”.

Строительное описание:
У вытянутого, нерасчленённого простого строительного тела была очень высокая двухскатная крыша с наклоном в 48 градусов. Стоящая отдельно на северной стороне колокольня, связанная с церковным помещением только до уровня карниза крыши, видна издалека. По южной стороне примыкает имевшийся ещё до начала строительства общинный дом. Церковное помещение был симметрично разделено на три нефа. Средний неф шириной 10 м. имеет высоту в 12 м, и тем самым выше боковых (почти 9 м). Средний неф вдаётся в конструкцию крыши, то есть произошёл отказ от обычно принятых окон.

Бросаются в глаза очень высокие и при этом исключительно стройные колонны, выложенные из серо-жёлтого клинкерного кирпича. Они поддерживают конструкцию крыши, на которой висят плоские деревянные потолки. Клинкер применялся также на других видных поверхностях стен. Стройное окно, высотой чуть ли не на всё помещение, которое возобладало во всём помещении, завершало ровную алтарную стену. Напротив, над входом лежала органная эмпора. В нефе церкви могло находиться 560 посетителей, на хорах ещё 70, ещё 80 стульев можно было установить на предалтарном пространстве.

Алтарь и кафедра были сделаны из дуба; органная эмпора с парапетом была изготовлена из деревянного бруса. Украшением всего церковного помещения был орган, в котором перемежались трубы из дерева и металла.

Внешние стены были сделаны из обожённого кирпича и обложены коричнево-красными камнями. Они прерываются большими прямоугольными окнами. На восточном фронтоне три длинных очень узких окна были перекрыты слабо поднятыми арками. Они образовывали только элемент оформления. Их стройные опоры стояли на расстоянии ок. 2 м перед внешней стеной, у которой здесь был только маленький круглый оконный проём. Этот мотив арки был повторен в малой форме для звуковых проёмов колокольни. Задуманные в качестве украшения штукатурные пояса завершают красно-коричневую стену под карнизом крыши и над фронтоном.

Многое в этом неприкрашенном церковном сооружении, которое производило хоть какое-то впечатление только благодаря хорошим пропорциям и чистому исполнению, напоминает поначалу об идеях “деловитости” 20-х годов. Из-за прагматичного подхода в 20-е годы вполне могли бы себе вообразить и плоскую крышу над кубическим зданием. Однако теперь в начале 30-х годов вновь использовалась скатная крыша — явление времени, которое проявилось ещё до 1933 года (надо помнить, что проектирование началось до 1932 года). С другой стороны, многое напоминает о “сухом” конструировании 50-х годов, сопряжённом с надёжным профессиональным исполнением. Особенно это бросается в глаза при рассмотрении фотографий внутреннего пространства, опубликованных в “Строительном мастере” и в качестве перепечатки оттуда у Фрайманна.

Фотографии первоначальной церкви Христа дают чёткое понимание того, что корни архитектурного стиля 50-х годов надо искать ещё в сооружениях ранних 30-х годов.

После войны сильно повреждённая церковь была с помощью близлежащего вагоностроительного завода выстроена вновь под дом культуры. В восточном направлении здание было продлено примерно на 2 м. Крыша получила не такие крутые скаты, а на колокольне было вообще плоское покрытие. Внутри церковное помещение было полностью перестроено. В большом зале были возведены ряды восходящих кресел и сцена.

Архитектор Курт Фрик 1884 – 1963
Курт Фрик родился в Кёнигсберге и после посещения Строительной профшколы переселился в Хеллерау под Дрезденом в основанный дам в 1910 г. и находящийся тогда в стадии строительства район предместий. В 1915 г. судьба вновь забросила его в Восточную Пруссию, когда он был призван ведущим окружным архитектором по восстановлению разрушенных в начале войны городов Шталлупёнен, Ойдткунен и Ширвиндт. В 1919 г. он осел в Кёнигсберге как архитектор.

Его самые известные работы — церковь Христа в Ратсхофе, еврейский дом престарелых, Бертахайм, многочисленные банковские здания и фасады административных построек, ну и наконец, кинотеатр “Альгамбра”. Когда в 1933 г. Фридрих Ларс был вынужден покинуть академию искусств, Курт Фрик стал его преемником на посту директора. После 1945 г. он работал в Бад Райхенхалле в качестве свободного архитектора, где он и умер в 1963 г.

Текст Балдура Кёстера.
Перевод Алексея Шабунина.

Подписаться на рассылку